Роспром комплектует бронетанковый холдинг
Федеральное агентство по промышленности (Роспром) в ближайшее время внесет в правительство РФ проект создания государственного бронетанкового холдинга. В списке предприятий, чьи акции будут переданы в его уставный капитал, присутствуют и частные компании. Отраслевые эксперты уверяют, что владельцы предприятий не приветствуют идею Роспрома и войдут в новый холдинг только под давлением со стороны государства. Как рассказали «Ъ» в Роспроме, проект бронетанкового госхолдинга подготовлен и вскоре будет направлен на рассмотрение министерств и ведомств. Согласно проекту, в холдинг должны войти 20 предприятий, из них 11 — это отраслевые конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Есть в списке и компании, где государству принадлежит не контрольная доля, например, ОАО «Мотовилихинские заводы» (ФГУП «Сплав» владеет 10% акций, структуры «Рособоронэкспорта» — 25%).
Согласно проекту, все ФГУПы будут акционированы со 100-процентной госсобственностью, акции будут переданы в уставный капитал ОАО «НПО «Бронетанковая техника и артиллерия». Кроме того, в уставный капитал НПО будут переданы госпакеты акций частных предприятий. Отметим, что часть НИИ из списка уже давно не работает. Но плачевное состояние предприятий чиновников не останавливает.
Более того, в Роспроме заявили, что в состав холдинга впоследствии планируется включить и ФГУП «Омсктрансмаш», предварительно выведя его из процедуры внешнего управления. Не работающее с 1998 года ФГУП раньше выпускало танки Т-80, кредиторская задолженность предприятия составляет 1,5 млрд. руб. Однако, как сообщил «Ъ» на условии анонимности один из потенциальных участников холдинга, скорее всего, «Омсктрансмаш» будет ликвидирован. Очевидно, ликвидируют другие неработающие предприятия: в материалах Роспрома есть указание на то, что в рамках холдинга будут определены и проданы «избыточные мощности».
В Роспроме отказались сообщить детальную специализацию будущего холдинга и экономические параметры его работы. На самом деле перспективы бронетанковой промышленности вызывают вопросы. Уралвагонзавод, например, в прошлом году заработал свыше 25 млрд. руб. на производстве железнодорожного подвижного состава при гособоронзаказе на 1 млрд руб. Гендиректор завода Николай Малых оценивал поставки для Минобороны как убыточные. В 2005 году Минобороны приобрело всего 17 танков Т-90С, в этом году гособоронзаказ пока предусматривает закупку 31Т-90С. «Что же касается экспорта — в ближайшие десять лет крупных контрактов, как с Индией или Алжиром, не предвидится, — отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Холдинг будет эффективен только в том случае, если будет продуман модельный ряд продукции двойного назначения и гражданской продукции, который будет обеспечен госзаказом. Но трудно представить, насколько это реально».
Неудивительно, что в такой ситуации частные предприятия, значащиеся в списках Роспрома, перспектива вхождения в госхолдинг не слишком привлекает. На Мотовилихинских заводах «Ъ» заявили, что частные акционеры компании (ИФГ «Русь») действительно обсуждают такую возможность, но «никаких решений не принято». А отраслевые эксперты уверяют, что предприятие будет всеми силами сопротивляться инициативе Роспрома. «На самом деле присоединение «Мотовилихи» к холдингу активно лоббирует Уралвагонзавод, — пояснил источник «Ъ», знакомый с ситуацией. — Дело в том, что пермский завод делает для уральцев пушки, а альтернативный поставщик, завод № 9, по сути, не работает. Уралвагонзавод просто хочет подмять «Мотовилиху» под себя. Думаю, что участие завода в госхолдинге возможно только под очень сильным давлением со стороны государства».
Коммерсантъ