Top
27.01.2006

«Мотовилихинские заводы» заняли на ракеты

ОАО «Мотовилихинские заводы» полностью разместило первый облигационный заем объемом 1,5 млрд. руб. Ставка первого купона определена в 10% годовых. В ходе размещения на ММВБ было подано 144 заявки инвесторов, объем спроса (2,96 млрд. руб.) почти в два раза превысил объем займа… Организаторами выпуска были ВТБ и «НОМОС-Банк».

«Мы довольны результатами конкурса, поскольку они оказались несколько лучше наших ожиданий (ставка 10,25%, доходность 10,4%), — сказала RBC daily директор департамента долгового капитала «НОМОС-Банка» Ирина Данилова. — Что касается эмитента, то он более чем доволен».

ОАО «Мотовилихинские заводы» — крупный производитель металлургических полуфабрикатов, а также разнообразной техники, включая нефтепромысловое оборудование и оружейные системы: артиллерию и РСЗО «Смерч». Основные производственные подразделения: ООО «Камасталь», ЗАО «МНГМ», ООО «Завод СДМ» и ЗАО «Спецмаш» (в составе холдинга также многочисленные инжиниринговые, маркетинговые и инфраструктурные единицы). Уставный капитал МЗ составляет 1,49 млрд. руб. и разделен на 992,11 млн. акций номиналом 1,5 руб. каждая. Основные акционеры — структуры финансового дома «Русь», подконтрольные предпринимателю Марату Загидуллову, а также государственные ООО «Оборонимпекс» (25% акций, «дочка» ФГУП «Рособоронэкспорт») и ФГУП «ГНПП «Сплав» (10%). Среди членов совета директоров — бывший глава МВД Виктор Ерин (ныне советник главы ЦБ) и бывший шеф разведки КГБ Леонид Шебаршин (ныне специалист в области экономической безопасности). Выручка холдинга в 2004 г. составила 4,5 млрд. руб., чистая прибыль — 151 млн. руб. (против убытков в 2002 — 2003 гг.). Прогнозы на 2005 г. составляли 5,35 млрд. и 90 млн. руб. соответственно…

Аналитики в целом отмечают сложность оценок того, насколько дебютное размещение облигаций оказалось успешным. По разным причинам МЗ до сих пор были не самой прозрачной компанией. А весьма значительная диверсификация активов и сфер деятельности говорит как «за» (в смысле диверсификации рисков), так и «против» (в смысле эффективности управления) четких перспектив компании, и оценить ее кредитное качество и соответствие его итогам размещения не так просто.

«Сравнительно высокий интерес инвесторов к этому выпуску можно в основном поставить в заслугу мощному синдикату банков-организаторов выпуска, — считает аналитик брокерского дома «Открытие» Александр Афонин. — Реальный интерес к подобным бумагам скромнее, что видно по ситуации на вторичном рынке. Прочие «оборонные» эмитенты — например, НПО «Сатурн» — там не очень популярны. МЗ тоже можно отнести к потенциальному третьему эшелону».

Впрочем, говорят аналитики, общий энтузиазм инвесторов на долговом рынке не мог не сказаться на их внимании к МЗ. «Исходя из финансового состояния МЗ, можно отнести их облигации ко второму эшелону долговых бумаг, — говорит аналитик Банка ЗЕНИТ Яков Яковлев. — Однако посмотрим, как они будут торговаться на вторичном рынке. В последнее время там существует значительный спрос практически на все бумаги, в том числе и на бумаги эмитентов с умеренным кредитным качеством, к которым относятся и МЗ».

«Бумаги МЗ лучше сравнивать с облигациями «Уралвагонзавода», которые скорее относятся ко второму эшелону, хотя кредитное качество «Мотовилихи» несколько хуже ввиду отсутствия у компании-эмитента долгосрочного партнера, аналогичного РЖД, — говорит начальник отдела анализа долгового рынка «Газпромбанка» Михаил Зак. — При этом ставка и доходность бумаг оказались на нормальном рыночном уровне, и результатами конкурса по ставке купона могут быть довольны и эмитент, и инвесторы».

Комментарии аналитика ИФК «Метрополь» Александра Жукова:
В качестве основных факторов, которые привели компанию к успешному размещению, стали ожидания существенного роста финансовых показателей в предстоящие годы благодаря наличию крупных долгосрочных контрактов, а также относительно небольшое количество ценных бумаг машиностроительных предприятий на рынке. Последний фактор порождает дополнительный спрос на такие бумаги, так как инвесторы хотят диверсифицировать свои портфели. В соответствие с программой развития, холдинг «Мотовилихинские заводы» планирует увеличивать выручку в среднем на 20% в год, при этом повышая операционную доходность с 7% в 2005 году до 16% в 2008, а чистую доходность — с 2% до 8% соответственно. Данные показатели существенно выше, чем у большинства машиностроительных предприятий в России. Кроме того, для компании позитивно то, что она раскрывает основные показатели консолидированной отчетности, при том, что многие эмитенты выводят прибыль и занижают свою эффективность в публикуемых отчетах по отдельным компаниям. Большим шагом вперед для холдинга была бы подготовка консолидированной отчетности по МСФО, что является необходимым для успешного выхода на биржу, если он планируется. В компании остается слишком непрозрачным сегмент производства военной техники, приносящий значительную и со временем возрастающую долю выручки и прибыли. Раскрытие по крайней мере информации о данном бизнесе и планах компании также привлекло бы внимание инвесторов и понизило бы стоимость привлеченных средств для компании. В этой ситуации стоит отметить опыт компании «Иркут», которая, несмотря на значительную долю оборонной техники в своем производстве, смогла очень успешно выпустить акции на биржу и стать компанией, перспективной для инвестиций.

Алексей Виноградов
www.rbcdaily.ru


Возврат к списку