Top
01.07.2014

Субсидия на интеллект (цветное приложение «Business Guide (Образование)» к газете «Коммерсантъ»)

Субсидия на интеллект (цветное приложение «Business Guide (Образование)» к газете «Коммерсантъ»)

В Прикамье развивается сотрудничество высших учебных заведений и крупного бизнеса в сфере разработки перспективных технологий. Используя государственную программу поддержки кооперации, предприятия привлекают к разработке ноу-хау студентов и ученых классического и политехнического университетов. Такое сотрудничество уже приносит предприятиям прибыль, а вузам позволяет проводить ориентированную на реальные потребности бизнеса исследовательскую работу.

Предприятия нуждаются в новых технологиях, но не готовы рисковать и вкладывать «длинные» деньги в научные разработки. Университеты хотят и могут заниматься исследованиями, но не имеют собственных средств на это. Четыре года назад в ситуацию вмешалось государство, разработав программу поддержки кооперации вузов и предприятий, создающих высокотехнологичные производства. Государство субсидирует предприятиям часть затрат на НИОКР, которые по их заказу проводят университеты. Проекты, получающие господдержку, выбирает Минобразования в ходе конкурса. Размер субсидии может достигать 300 млн руб. Бизнес, по условиям конкурса, должен вложить в проект аналогичную сумму. Всю процедуру регламентирует постановление Правительства России №218. «Схема заставляет предприятия и вузы идти навстречу друг другу, – поясняет принцип работы программы проректор по науке и инновациям ПНИПУ Владимир Коротаев. – Деньги даются не университету, чтобы он что-нибудь поисследовал в принципе, а предприятию. Причем предприятие тоже не может их потратить на любые производственные нужды, оно обязано передать их университету на выполнение конкретных научно-исследовательских работ. Это такая уникальная в своей «хитрости» схема, не позволяющая ни одной из сторон положить деньги в свой карман».

За четыре года от Пермского края в конкурсах Минобразования победили семь проектов. Два их них реализуются совместно с учеными классического университета, в пяти участвует политехнический университет. Три проекта, победившие во второй очереди конкурса, уже реализованы, остальные должны быть завершены к концу 2015 года. Общая стоимость проектов превышает 3,5 млрд рублей. «Практика показывает, что такие проекты получаются только в том случае, если у вуза есть достаточно длительная история отношений с предприятиями, поскольку это предполагает наличие некого задела, – считает проректор по научной работе и инновациям ПГНИУ Валерий Катаев. – Крупные проекты, особенно те, которые предусматривают разворачивание нового производства, с ноля за два-три года просто не могут быть реализованы».

Ноу-хау за счет бюджета

С компанией «Прогноз», основанной сотрудниками кафедры экономической кибернетики ПГУ в 1990-е годы, классический университет сотрудничает уже более двадцати лет. Начать продажи разрабатываемой совместно с ПГНИУ информационно-аналитической платформы для стратегического планирования компания планирует в 2016 году. Сейчас будущий инновационный продукт презентуется потенциальным заказчикам и довольно успешно – компания уже подписала несколько контрактов. За первые пять лет продаж новой системы «Прогноз» планирует заработать 940 млн рублей – это позволит как минимум окупить вложения, которые составят 540 млн рублей. «Кооперация с вузами, безусловно, выгодна бизнесу, – считает заместитель гендиректора по научным исследованиям «Прогноза» Сергей Ивлиев. – По сути, за бюджетные деньги коммерческая фирма имеет возможность создать продукт мирового уровня, получая доступ к уникальным научным разработкам. Без взаимодействия с научным коллективом такого продукта не было бы».

Не было бы и модернизированного высокотехнологичного артпроизводства на «Мотовилихинских заводах», утверждает директор конструкторского бюро компании Игорь Домбровский. «Мотовилиха» раньше других, еще в 2012 году, завершила первый проект, получивший госсубсидию, в прошлом году выиграла еще два гранта. Консервативный и, казалось бы, неповоротливый оборонный гигант в действительности оказался весьма восприимчив к инновациям. На создание нового производства компания потратила 750 млн рублей собственных средств, еще 280 млн рублей добавило государство. На эти деньги ученые ПНИПУ разработали для завода новую систему управления, испытательный стенд, две новые технологии химико-технической обработки деталей, а также новые марки сталей. «У нас самих ни сил, ни времени на эти проекты не хватило бы, – объясняет господин Домбровский, – ведь конструкторы заняты текущей работой, они не могут заниматься еще и разработкой новых технологий». А новые технологии были необходимы – производство на устаревшем оборудовании простейших видов стали не позволяло заводу конкурировать с гигантами металлургии, было принято решение сосредоточиться на выпуске спецсталей.

«Весь мир переходит на новые технологии. Не внедряя ноу-хау, ты очень быстро перестаешь быть конкурентоспособным. Старое оборудование не позволяет добиваться нужного качества и приемлемой цены, – поясняет решение топ-менеджмента Игорь Домбровский, – технологии, если и продаются, то, как правило, либо устаревшие, либо очень дорого. Еще дороже заказывать на рынке готовый инновационный продукт». Например, за создание виртуального прототипа боевой машины для проведения предварительных испытаний компания из Санкт-Петербурга запросила 10 млн рублей. Не менее качественная разработка пермских ученых обошлась в четыре раза дешевле – теперь у «Мотовилихи» полная база данных интерактивных моделей и 200 млн сэкономленных на натурных испытаниях рублей.

«Наверное, с помощью программы кооперации нельзя с ноля создать серьезное инновационное производство или совершить какой-то научный прорыв, – рассуждает проректор по науке и инновациям ПНИПУ Валерий Коротаев, – но для действующего производства снижение себестоимости, повышение энергоэффективности, расширение номенклатуры, совершенствование технологического процесса – уже прорыв». От нового проекта, выигравшего государственные деньги, «Мотовилиха» ждет не просто совершенствования производственных процессов. К концу 2015 года предприятие с помощью ученых ПНИПУ планирует получить технологию и образцы новой марки рельсовой стали для высокоскоростных магистралей. Сейчас этот материал производят только США и Швеция, а потребляют десятки стран. Примерно в то же время предприятие надеется начать испытания нового погружного бесштангового насоса для добычи нефти. «По обеим темам может получиться уникальный продукт, выйдя с которым на рынок, мы окажемся монополистами. Конечно, есть риск, что ожидаемый результат не будет достигнут, но в случае выигрыша приз очень велик», – считает господин Домбровский. При этом стоимость проекта относительно невысока: предприятие и бюджет вкладывают в него по 190 млн рублей.

Когда «Протон-ПМ» задумывал создание нового стенда для испытания газотурбинных установок мощностью до 40 МВт, речи о привлечении образовательных учреждений не шло. «До выхода постановления правительства №218 мы рассматривали университеты как учреждения, которые готовят кадры, но не как соавтора уникальных технических решений, и тем более – как участника такого рода сложных наукоемких проектов», – рассказал генеральный директор компании Игорь Арбузов. В 2010 году ПНИПУ и «Протон-ПМ» подали заявку на участие во втором конкурсе Минобразования. Проект получил одобрение и 113 млн рублей в качестве господдержки. В результате сотрудничества с вузом за три года работы над стендом было зарегистрировано несколько патентов на полезные модели и изобретения. Ученые добились увеличения производительности стенда и повышения адаптивности оборудования. В середине 2013 года стенд был запущен в эксплуатацию. Окупить вложения предприятие планирует за пять лет. «Это был первый опыт подобного взаимодействия и для нас, и для вуза, поэтому риски, безусловно, присутствовали. Но опыт показал, что взгляд на университет только как на образовательное учреждение – односторонний, и новые разработки могут успешно создаваться в сотрудничестве с вузовской наукой. Именно сделанные сотрудниками ПНИПУ разработки обеспечили высокую рентабельность проекту», – оценил сотрудничество Игорь Арбузов. –

Выйти из ступора

Вузы предлагают бизнесу активней использовать их возможности и государственные деньги, пока программа работает. «Предприятия с удовольствием приезжают, смотрят, но когда доходит до конкретики, наступает некий ступор. Бизнес идет навстречу, но очень осторожно», – отмечает тенденцию проректор по научной работе и инновациям ПГНИУ Валерий Катаев. «Степень готовности предприятий к свободным отношениям без участия государства не очень высокая, – подтверждает проректор по науке и инновациям ПНИПУ Владимир Коротаев. – Они, конечно, делают попытки, особенно заметен интерес в последние полгода-год. Но бизнес пока боится рисковать». Бюджет по науке ПНИПУ в 2013 году составил 1,4 млрд рублей – это объем оказанных предприятиям услуг, ПГНИУ ежегодно в интересах предприятий осваивает порядка 260 млн рублей. Но, как отмечают в обоих вузах, сотрудничество носит за редким исключением краткосрочный характер. Предприятия заказывают анализ вещества в университетской лаборатории, исследования участка производства, подготовку методических рекомендаций, но не научно-исследовательские работы. У бизнеса нет свободных денег, нет и особого желания рисковать. «Коммерческие компании, как правило, живут достаточно короткими горизонтами, – поясняет позицию бизнеса заместитель генерального директора ЗАО «Прогноз» Сергей Ивлиев. – Фундаментальным разработкам сложно сразу найти применение на рынке, если их не довести до ума. Такие инициативы, как конкурс Минобразования, дают импульс – финансовый и организационный для того, чтобы запустить долгосрочные наукоемкие проекты. По сути, государство софинансирует кооперацию вузов и бизнеса, содействуя созданию кластеров а-ля Силиконовая долина, где есть симбиоз научных коллективов и коммерческих предприятий и вся сопутствующая экосистема».

Итоги пятой очереди конкурса Минобразования, как ожидается, будут подведены до конца лета. От Пермского края заявки подали шесть предприятий: вновь на госсубсидию претендуют Приборостроительная компания (подала две заявки) и «Прогноз», свои проекты заявили ООО «Уралбумага», ОАО «УНИИКМ» и ООО «ПФ «Сокол».

Оксана Гекк

Цветное приложение «Business Guide (Образование)» к газете «Коммерсантъ» (№ 109 от 27.06.2014 г.)

Оригинал материала: http://www.kommersant.ru/doc/2502774




Возврат к списку