Top
29.05.2009

Современное искусство принесло в однообразный город буйство красок (www.inosmi.ru)

The New York Times 27.05.2009

Пермь (Россия) — Из-за выставленных перед старым зданием музея Мотовилихинских заводов межконтинентальных баллистических ракет с демонтированными боеголовками это пространство выглядит как «мавзолей холодной войны». Однако у московских кураторов, приехавших в этот центр военной промышленности, иное мнение: они сочли его отличной экзотической декорацией для демонстрации современной хореографии.

Пермь — столица региона, некогда известного прежде всего производством ракет, нефтехимической продукции и соляными промыслами — рассчитывает преодолеть это наследие прошлого с помощью современной живописи, архитектуры и театрального искусства. «Устраивать представления современного танца на фоне этих ракет — по-моему, весьма уместно», — рассказывает Николай Палажченко, один из основателей модного, в духе Сохо, московского центра современного искусства «Винзавод». Сегодня Палажченко стал одним из законодателей художественных мод в Перми, где он осуществляет ряд проектов.

Город по-прежнему представляет собой причудливую смесь заводских корпусов советской эпохи, изящных дореволюционных особняков и покосившихся деревянных домиков, разбросанных вдоль берега Камы. Однако Палажченко (он также известен по прозвищу «Спайдер») и его помощники считают: Пермь может стать «российским Берлином». В российских СМИ ее уже называют «Бильбао на Каме», намекая на чудесное преображение запущенного баскского города благодаря строительству Музея Гуггенхайма по проекту Франка Гери (Frank Gehry).

Старый квартал Мотовилихинских заводов, похоже, обладает для людей искусства особой притягательностью. В марте, когда в Перми на фестивале современной пьеса «Новая драма» собрались многие из лучших молодых драматургов России, результатом организованной ими «творческой мастерской» стала документальная пьеса «Мотовилихинский рабочий», в основу которой легли подлинные интервью с заводчанами.

Другая достопримечательность Перми — старый речной вокзал, построенный в сталинскую эпоху — пережил в марте второе рождение: там открылся Пермский музей современного искусства. До недавних пор из всех городских музеев наибольшей известностью за рубежом пользовался «Пермь-36» — бывший советский исправительный лагерь, сохраненный в назидание потомкам.

В советскую эпоху Пермь была «закрытым городом», куда запрещалось въезжать иностранцам. После крушения коммунизма город в полной мере испытал на себе экономические затруднения: особенно пострадали Мотовилихинские заводы и другие промышленные предприятия.

Движущей силой нынешних планов превращения Перми в культурный центр стал Сергей Гордеев, богатый сенатор и поклонник советской модернистской архитектуры. Он и другие филантропы обещают жертвовать на пополнение фондов вновь созданного музея современного искусства 3 миллиона долларов в год. Среди спонсоров числятся компания «ЛУКойл» и алюминиево-нефтяной магнат Виктор Вексельберг; текущие расходы музея финансирует правительство Пермского края.

«Мне ужасно понравилось», — написал в своем блоге губернатор края Олег Чиркунов, посетивший выставку «Русское бедное», открывшуюся в помещениях бывшего речного вокзала в конце прошлого года (ее куратором был Марат Гельман, видный и скандально известный московский галерист). — Думаю, у Перми есть шанс обзавестись музеем мирового уровня’.

Несмотря на период изоляции в советскую эпоху, Пермь — город с миллионным населением, расположенный примерно в 700 милях к востоку от Москвы — обладает богатыми культурными традициями. Семья Строгановых, контролировавшая регион еще по указу Ивана Грозного, покровительствовала искусствам. В годы второй мировой войны в Пермь был эвакуирован из Ленинграда Кировский театр оперы и балета. В Государственной картинной галерее города выставлена потрясающая коллекция деревянных статуй Христа, созданных местными мастерами в 17 — начале 20 вв.

В Перми вырос Сергей Дягилев — организатор легендарных «русских сезонов»; с 2003 г. в городе проходит фестиваль его имени. В этом месяце в рамках фестиваля состоялась мировая премьера оперы по рассказу Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» об узниках ГУЛага.

Сегодня, по мнению Чиркунова, Перми нужна новая, постсоветская идентичность. «У нас есть четкая цель — постараться постепенно превратить Пермь из промышленного города в нечто иное, в такое место, где людям будет удобно жить, где будут в определенной степени сконцентрированы интеллектуальные силы».

«Русское бедное» — организованная в музее современного искусства выставка инсталляций из подручных материалов, выполненных наиболее известными современными художниками России — стала художественным символом финансового кризиса. «Большой город» — журнал, не пропускающий ни одной крупной культурной новинки — расценил ее как «новое слово» 2008 года. Другой московский журнал — «Афиша» — присвоил Перми звание «города года».

Министр культуры Пермского края Борис Мильграм утверждает, что финансовый кризис не слишком отразился на амбициозных планах развития искусств в городе, поскольку «даже во времена кризиса расходы на культуру нам по карману».

Новообретенный престиж Перми недавно получил новое подтверждение: Гельман объявил, что продают свою долю в московской галерее, и намерен сосредоточить свою деятельность в этом уральском городе, где его назначили директором музея современного искусства. По словам Гельмана — одно время галерист был кремлевским политтехнологом — они с Гордеевым много раз засиживались ночами, планируя будущий «взлет» Перми. «Через год Пермь станет культурной столицей России, — заявил Гельман, выступая на фестивале „Новая драма“, также переехавшем сюда из Москвы. — В Перми создается феномен, который выведет все российское искусство на международный уровень».

Кое-кто из пермяков от всего этого отнюдь не в восторге. Алексей Бессонов, активист местного отделения компартии, вторит некоторым русским националистам и религиозным лидерам, утверждающим, что современное искусство зачастую пропагандирует порнографию и отражает губительную для страны псевдолиберальную философию. «Они изображают из себя либералов, как на Западе, интеллектуалов, — говорит он о тех, кто развивает современное искусство. — Но на самом деле они просто фашисты. То, чем они занимаются — это культурный фашизм». Кроме того, добавляет Бессонов, пока столица края покровительствует искусствам, другие его районы прозябают в нищете.

Однако губернатор Чиркунов утверждает, что именно культура может вытащить регион из экономической «ямы». Бурлящую в городе творческую энергию объясняют традиционно терпимым отношением пермяков к гомосексуалистам и этническому многообразию. «В Перми люди толерантны к многим вещам, в том числе и межэтническим различиям, — рассказывает Чиркунов. — Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить».

Другие говорят, что Пермь обладает некими мистическими свойствами.

«У этого города прекрасная аура, здесь невероятное небо, река создает это потрясающее, воздушное ощущение, — полагает основатель „Новой драмы“ Эдуард Бояков; в ближайшие годы он намеревается половину времени проводить в Перми. — С другой стороны здесь есть урбанистическая, очень мощная энергия всех этих заводов, военно-промышленного комплекса, всех этих танков, гаубиц, пушек». По его словам, в Перми отсутствует как «имперская заносчивость» Петербурга, так и «провинциальная застенчивость» малых городов.

Гордеев активно «продвигает» Пермь на международную культурную арену: в 2007 году он привез в город Томаса Кренса (Thomas Krens), в то время директора Фонда Гуггенхайма. Он также подрядил голландскую архитектурную фирму KCAP, участвующую в создании олимпийских объектов в Лондоне для Игр 2012 года, для разработки нового градостроительного плана в Перми, страдающей, среди прочего, от жутких дорожных пробок — эта напасть поразила многие российские города в постсоветскую эпоху.

Говорят, что именно Пермь в свое время послужила Чехову материалом для провинциальной атмосферы в «Трех сестрах», где героини мечтают вырваться «в Москву, в Москву!» Сегодня, похоже, мы наблюдаем обратный процесс: уставшие от Москвы деятели культуры устремились в Пермь.

’Москва утрачивает атрибуты города: это мегаполис, где днем люди зарабатывают деньги, а вечером лихорадочно их тратят, — замечает Владимир Сорокин, самый известный из современных писателей России: он приехал в Пермь для встреч с читателями (в Москве такие встречи Сорокин проводить отказывается). — Там люди высокомерны, они раздражают. Здесь, в Перми — абсолютно здоровая аудитория. Она напоминает московскую публику семидесятых годов’.


Возврат к списку