Top
04.04.2007

В инженеры б я пошёл...

В адрес губернатора Пермского края Олега Чиркунова поступило письмо из Российского союза научных и инженерных организаций. В нем говорится, что 35 специалистов Пермского края стали победителями первого тура Всероссийского конкурса «Инженер года-2006». А в ходе второго тура восьми специалистам присвоено звание лауреатов этого конкурса. Они награждены дипломами, медалями, им вручены сертификаты.

В письме выражалась просьба — поздравить лауреатов Всероссийского конкурса «Инженер года», вручить благодарственные письма. «Надеемся на расширение нашего делового взаимодействия и сотрудничества в реализации задач научно-технического развития Пермского края и страны в целом. Это стало бы свидетельством последовательного внимания властей к лучшим представителям инженерного корпуса»…

Конкурс направлен на то, чтобы привлечь внимание молодежи к инженерному труду, выявить элиту российского инженерного корпуса, повысить привлекательность труда и профессионализм инженерных работников. Сегодня, когда страна готовится к вступлению в ВТО, профессия инженера призвана выйти на главные рубежи — без нее невозможно освоение новых видов продукции, повышение конкурентоспособности предприятий.

Как-то сложилось еще в Советском Союзе, что профессия инженера по сравнению с рабочими специальностями всегда была некотируемой и низкооплачиваемой (ярлык «гнилая интеллигенция» навесили сверху, тем подтверждая гегемонию пролетариата). Спасало то, что моральное удовлетворение человека от любимой работы превалировало тогда над материальным. И инженерные специальности, несмотря ни на что, котировались среди молодежи.

Но в годы перестройки молодые люди эту специальность просто стали игнорировать. Или, получив ее, никогда не переступали порога заводской проходной. Так что преемственность ИТР на предприятиях сегодня прервалась — из этой цепочки выпало звено сорокалетних специалистов. И все-таки престиж профессии возвращается. Если раньше количество участников-инженеров со всей России составляло лишь 300 человек, то сегодня уже —  900. Кстати, среди тех, кто становился победителем конкурса «Инженер года», был и мэр Москвы Юрий Лужков. Важно то, что наиболее интересные инженерные разработки Российский союз НИО размещает на своем сайте! Это своего рода шанс для участников конкурса внедрить свои идеи на практике, а заодно и заработать на своем интеллекте.

Если говорить о предприятиях Пермского края, которые выдвинули своих инженеров на конкурс «Инженер года-2006», — это ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», «ЛУКОЙЛ-Пермь», «Стройпанелькомплект», Березниковский «Азот», НИИ полимерных материалов, Пермский завод имени Кирова, «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и другие. Интересно, что сразу четыре инженера ОАО «Мотовилихинские заводы» стали победителями конкурса. И это не случайно — Мотовилиха всегда славилась своими инженерно-техническими кадрами. Хотя, как и многие предприятия, тоже испытывает сегодня в них недостаток.

ЗАО «Специальное конструкторское бюро», дочернее предприятие «Мотовилихинских заводов», раньше было крайне закрытым и секретным подразделением старейшего пермского машиностроительного завода. Здесь было создано немало уникальных артиллерийских систем, в том числе и реактивные системы залпового огня — «Град», «Ураган», «Смерч». Здесь работало множество высококлассных инженеров — лауреатов Государственных премий СССР, орденоносцев, Героев Советского Союза и Социалистического Труда. Сохраняются эти славные традиции и сегодня, при этом инженеры-конструкторы все больше внимания уделяют разработкам в области гражданского машиностроения. И получается у них это совсем не плохо.

«СКБ» выдвинуло на конкурс ведущего инженера отдела общего машиностроения (сегодня он начальник КБ) Александра Мейстера. На его счету — 41 изобретение в области лазерной техники оборонного назначения, разработка машин гражданского назначения для строительных и дорожных работ, а также жилищно-коммунального хозяйства. Три патента — за инновации в краностроении. Одну из самых оригинальных разработок, совмещающую в себе 25-тонный кран и подъемник для людей на высоту 32 метра, Мейстер представлял на салоне «Макс-2001». Опытный инженер-конструктор (его стаж на Мотовилихе более 35 лет), Александр Мейстер передает сегодня свой богатый опыт более молодым коллегам из конструкторского бюро, а также выпускникам вузов. Многие из них выполняли дипломные проекты под его руководством. Кстати, Мотовилиха успешно сотрудничает сегодня с ПГТУ и рядом пермских колледжей, студенты проходят здесь практику, пишут дипломные проекты на основе заводских тем. Привлечению специалистов служат и премии имени одного из ярких руководителей завода Лебедева и конструктора Калачникова, учрежденные для студентов. Так что молодые специалисты все же приходят сегодня на завод. Другое дело, говорит Мейстер, что «старикам» приходится сегодня нелегко — как раз из-за разрыва преемственности. Ну и так как ветераны в силу возраста постепенно с предприятия уходят, нагрузка на оставшихся увеличивается. Главное, о чем жалеет заслуженный инженер, — не хватает времени, чтобы передать весь свой опыт и знания молодежи. А передавать есть кому, молодых ребят хоть и немного, зато у тех, кто остается, в глазах огонь и готовность учиться.

Всего восемь лет назад, после окончания в 1999 году Уральского государственного технического университета, пришел на «Мотовилихинские заводы» Александр Шаманов. А сегодня он уже главный технолог по сталеплавильному производству ООО «Металлургический завод «Камасталь». И лауреат конкурса «Инженер года-2006» в версии «Инженерное искусство молодых». Поступив в вуз в 1994 году, он ни на минуту не сомневался в своем выборе. Поселок Полевской Свердловской области — город металлургов, металлургами были и его родители. Хотя многие сверстники Александра в ту пору предпочитали другую стезю — финансов, к примеру, или юриспруденции, профессий, которые обещали стабильный доход. По словам Шаманова, профессия инженера в ту пору была не слишком престижной, да и сейчас она все еще не обрела своего заслуженного статуса.

— Как вы знаете, распределение после вуза «приказало долго жить», да и на практику устроиться было непросто. В вузе этому никто не способствовал, так что каждый выкручивался, как мог. Но мне повезло — я встретил одного из заслуженных работников Мотовилихи, тогда заместителя главного металлурга Сергея Ивановича Шахмина. И получил от него приглашение на завод. А поскольку ничего особенно не держало, было интересно сорваться с насиженного места. Так я и несколько моих сокурсников оказались в Перми, — объяснил нам Александр причины своего приезда в Пермь на Мотовилиху.

Немаловажным фактором стало и то, что молодым специалистам выделили сначала общежитие, а потом и квартиру. Дело в том, что «Камасталь» в ту пору практиковала выделение квартир выпускникам вузов, отработавшим на производстве в течение трех лет, с условием заключения контракта на 10 лет. Сегодня уже можно сказать, что все в жизни потомственного металлурга сложилось удачно. В Перми Александр встретил свою вторую половинку, осел, укоренился и уезжать отсюда не планирует. Хотя иногда все же признается, что инженеры-металлурги и машиностроители могут позавидовать своим коллегам из сырьевых отраслей, где и зарплаты повыше, и соцпакет «погуще». Поэтому и перспективная молодежь приходит на заводы по остаточному принципу — если в «ЛУКОЙЛ» или «Газпром» не возьмут.

Однако, по мнению Александра Шаманова, время работает на заводы. Даже посреднические компании, живущие по принципу «купи-продай», пытаются «пристроиться» к какому-нибудь производству. А значит, и заинтересованность в инженерах растет. Главное, чтобы молодые ребята смогли соответствовать предъявляемым требованиям. Все-таки работа инженерная сложная, требует большого багажа знаний, серьезной теоретической и практической подготовки.

Чуть раньше Александра Шаманова, в 1994 году, пришел на Мотовилиху, закончив тот же вуз, Вячеслав Цыбулин (прошедший на конкурсе первый отборочный тур в версии «Профессиональные инженеры»). Начинал работать в мартеновском цехе в должности старшего мастера, а сегодня он начальник цеха по производству листового проката «Камастали». Сам Вячеслав уроженец Кизела, и хотя многие его друзья выбирали горные факультеты, он остановился на металлургическом. Он успел еще застать распределение, во время которого предлагали массу крупных заводов, но его выбор пал на «Мотовилихинские заводы». Возможно, опять же благодаря встрече с металлургом Сергеем Шахминым. Стаж работы Цыбулина в качестве инженера — уже 13 лет. А вот многие его сокурсники после окончания вуза с дипломом инженера-металлурга ушли в основном в торговлю.

Сегодня многие предприятия, в том числе «Камасталь», оснащаются самым современным оборудованием ведущих западных фирм. Поэтому квалификация современных инженеров-металлургов должна быть очень высокой. Между тем, считает Цыбулин, институты, не обладающие достаточным уровнем финансирования, не в состоянии были подготовить специалистов высокого уровня. Институты проходили мимо различных конгрессов и конференций, журналов с новой информацией, поэтому инновации в оборудовании тоже от них ускользали. То есть здесь образовался разрыв. Впрочем, сегодня ситуация меняется, поскольку развивается Интернет и всегда можно получить необходимую информацию.

Кроме того, поясняет Александр Шаманов, сегодня многие крупные предприятия заблаговременно подбирают для себя студентов, обеспечивают им стажировку, в том числе и в современных аналогичных компаниях за границей. Второй путь — когда вузы по контракту с предприятиями обязуются готовить для них узких специалистов. Один из удачных примеров — сотрудничество Уральского государственного университета и челябинского «Мечела». Когда вуз получает исчерпывающую информацию о новых тенденциях в развитии металлургии, а «Мечел» получает хорошо подготовленных, высококлассных специалистов. То же самое в Магнитогорске, Череповце, на других предприятиях.

Все так, продолжает Александр Мейстер, но, тем не менее, у сегодняшних выпускников, пусть даже хорошо владеющих компьютером, недостаточна глубина знаний. Раньше подготовка была более фундаментальной: теоретические занятия подкреплялись серьезной практической работой, сегодня же молодые специалисты постигают вершины профессии на производстве. При этом на них ложится повседневная «текучка», выполнение стандартных рутинных работ, и вникнуть глубоко в суть профессии, почитать справочную литературу, совершенствоваться у них порой нет ни времени, ни возможности. Информационного багажа, которым, к примеру, могут пользоваться их зарубежные коллеги — в электронном виде, у наших молодых специалистов тоже нет.

По словам Мейстера:
 — Мы здорово отстали во многих областях гражданского машиностроения. Нам сложно будет догнать зарубежных коллег, которые уже десятки, а то и сотни лет специализируются, например, на производстве кранов…

Сегодня перед конструкторами Мотовилихи поставлена задача за год или даже менее спроектировать 50-тонный кран. Причем на уровне западных аналогов, того же «Либхера»! Задача непростая, но кран, лучший в России, конечно же, будет сделан. Но будет ли он сравним с немецким конкурентом? Вот вопрос.
Одним словом, престиж профессии инженера сегодня необходимо поднимать, посредством тех же конкурсов. Ведь удалось же «раскрутить» на региональном уровне конкурс «Учитель года» — с добрыми словами в адрес победителей, обилием публикаций о них в прессе и дорогими подарками! Инженерам толика внимания тоже нужна…

Капитал Weekly


Возврат к списку